Функциональная грамотность
Документы
Функциональная грамотность в ДОУ
Цель образования — функционально грамотная личность: это человек самостоятельный, человек познающий, человек умеющий жить среди людей.
Функционально грамотная личность— это личность, которая способна использовать все постоянно приобретаемые в течении жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Это человек — ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами.
Уровень функциональной грамотности родителей положительно влияет на процесс обучения и воспитания детей.
Функциональная грамотность - это умение извлекать информацию из разных источников и умело использовать ее, применяя в повседневной жизни.Функционально грамотный человек – это непросто тот, кто научился читать и писать, а тот, кто способен применять свои знания на практике и усовершенствовать их, самостоятельно обучаться, развиваться и тем самым помогать развитию современного общества. То есть
Функциональная грамотность связана с готовностью: добывать знания; применять знания и умения; оценивать знания и умения; осуществлять саморазвитие.
Международное исследование PISA представляет функциональную грамотность в виде составляющих:
– грамотность в чтении – способность человека к пониманию письменных текстов и рефлексии на них, к использованию их содержания для достиже-ния собственных целей, развития знаний и возможностей, для активного уча-стия в жизни общества;
– грамотность в математике – способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину;
– грамотность в области естествознания – способность использовать естественно-научные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти выводы необходимы для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующего решения.
Виды функциональной грамотности :
- Читательская грамотность для ребенка дошкольного возраста выражается в способности понимать смысл текстов, размышлять и обсуждать тексты, чтобы расширять свои представления и возможности, взаимодействовать с социальным окружением.
- Математическая грамотность для ребенка дошкольного возраста выражается в способности индивидуума формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах.
- Естественнонаучная грамотность для ребенка дошкольного возраста выражается в способности использовать естественнонаучные знания, выявлять проблемы, делать обоснованные выводы, необходимые для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений.
Дошкольное образование как базис формирования функциональной грамотности ребенка в условиях реализации ФГОС ДО направлен на:
1. Формирование финансовой и математической грамотности детей дошкольного возраста.
2. Формирование речевой активности дошкольников.
3. Формирование естественнонаучных представлений и основ экологической грамотности у дошкольников
4. Формирование социально-коммуникативной грамотности на уровне дошкольного образования.
Дошкольный возраст является важным периодом для развития речи ребёнка. Одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве является овладение родной речью. Ничто так не обогащает образную сторону речи детей, как фольклор.
Что применяют педагоги ДОО в работе?
1. Стремятся к максимальной поддержке инициативы и самостоятельной активности детей в проектной деятельности, в решении образовательных и жизненных задач.
2. Для возможности целостного восприятия ребёнком окружающего мира активно используют интегрированный подход, позволяющий решать задачи нескольких образовательных областей в рамках одного мероприятия (события).
3. В организации образовательных мероприятий максимально активизируют психические процессы (внимание, воображение, мышление).
4. Знакомят родителей с понятием «функциональная грамотность», оказывают поддержку в организации развивающей работы в условиях семьи.
5. Вносят изменения в среду группы, так чтобы само пространство группы стимулировало активности ребёнка (экспериментировать, наблюдать, творческая деятельность и др.) («среда группы – как второй педагог»).
Для обеспечения продуктивности формирования предпосылок функциональной грамотности дошкольников педагогам необходимо применять специальные активные, деятельностные, «субъект-субъектные», личностно-ориентированные, развивающие образовательные технологии, такие как:
— проблемно-диалогическая технология освоения новых знаний, позволяющая формировать организационные, интеллектуальные и другие умения, в том числе умение самостоятельно осуществлять деятельность учения;
— технология формирования правильной читательской деятельности, создающая условия для развития важнейших коммуникативных умений;
— технология проектной деятельности, обеспечивающая условия для формирования организационных, интеллектуальных, коммуникативных и оценочных умений (подготовка различных плакатов, памяток, моделей, организация и проведение выставок, викторин, конкурсов, спектаклей, мини-исследований, предусматривающих обязательную презентацию полученных результатов, и др.);
— информационные и коммуникационные технологии, использование которых позволяет формировать основу таких важнейших интеллектуальных умений, как сравнение и обобщение, анализ и синтез.
Неотъемлемой частью любой игры являются правила. В них ребенок учится сознательно подчиняться правилам, причем эти правила легко становятся для него внутренними, непринудительными. Именно в играх по правилам ребенок начинает обращать внимание на способ достижения результата, а не только на собственно результат.
Есть множество игр и заданий, которые разделены на группы и могут использоватся в разнообразных видах деятельности.
Игры на развитие умения планировать и контролировать свои действия: «Черепаха», «Слушай хлопки», «Запрещённое движение», «Бездомный заяц».
Игры на развитие умения сохранять заданную цель: «Кричалки – шепталки — молчалки», «Найди цвет», «Запомни, где что стоит», «Что сначала, что потом».
Игры на развитие умения сохранять заданную цель: «Кричалки – шепталки — молчалки», «Найди цвет», «Запомни, где что стоит», «Что сначала, что потом».
Игры и задания на развитие умения работать по инструкции взрослого: «Замри», «Передай мяч», «Коршун», «Давайте поздороваемся», «Графический диктант», «Повтори узор» и т. д.
Игры и задания на развитие внимания: «Сделай так», «Морские волны», «Кого (чего) не стало», «Что изменилось», «Найди отличие и сходство» и т. д.
Многие игры и задания построены в виде соревнования двух и более игроков — это создаёт дополнительный игровой момент, большую эмоциональную вовлечённость.
В последующем дети самостоятельно используют эти игры в режимных моментах, на прогулке. Ребята заранее договариваются, где они соберутся, в какие игры будут играть, по какому сигналу начнут игру (слово, удар в бубен, колокольчик, взмах флажком и т. д.).
В дошкольном детстве функциональная грамотность – это способность ребенка адаптироваться к окружающей среде (изменяющимся условиям) и умение функционировать в ней, применяя уже имеющиеся знания (умения, навыки) в конкретных ситуациях для решения разнообразных жизненных задач (для дошкольного возраста примером могут быть: функциональная готовность к школе, сформированности предпосылок УУД). Поскольку в дошкольном возрасте ведущим видом деятельности детей является игра, то именно она предоставляет детям большие возможности для развития предпосылок регулятивных навыков.